Клинические представления о суицидах

Институт дополнительного образования РГГУ

Открытые лекции по теме

"Клинические представления о суицидах"

 

Лекции читает Гэри Виншип.

 

Гэри Виншип — PhD, доцент Института образования Ноттингемского университета, ведущий научный сотрудник Института психического здоровья Великобритании, главный редактор журнала "Therapeutic Communities", лицензированный психотерапевт Национальной системы здравоохранения, консультант клинических больниц Бродмур и Модсли, консультирующий психотерапевт в тюрьме Довгейт.

 

Лекции посвящены разным аспектам суицидологии и основаны на клиническом опыте Гэри Виншипа. Лекции были проситаны на английском языке с последовательным переводом на русский язык (перевод осуществляет врач-психиатр, преподаватель Института дополнительного образования РГГУ К.А. Лемешко).

 

Лекции прошли в режиме видеоконференции: слушатели прослушали выступления лектора, задали возникшие у них вопросы. По итогам каждой лекции состоялась дискуссия.

 

Обращаем ваше внимание, что материал лекций может вызвать эмоциональный резонанс у слушателей. Рекомендуется предварительно оценить свои возможности по безопасному восприятию материала по теме суицида.    

 

До начала просмотра лекций рекомендуем ознакомиться с научными работами по тематике выступления. 

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Лекция 1 - Как мы говорим о суициде?


How do we talk about suicide?

 

Professionals can often appear to avoid talking about suicide.  In this lecture we will argue that we need to think about and talk about suicide, and ensure that it is open for discussion with our clients. We will set out an overview of suicide research from a historical perspective.  From Durkheim to Freud and then to the more recent developments in the field of suicidology.  We will consider the concept of psychological autopsy, that is to say, studying suicides to see if there are patterns that we can learn from. We will look at the impact of suicide on the practitioner.  We finish by looking at some of the current challenges in the UK and the increase in suicide among men in their 40s related to the impact of COVID19 and Brexit. 

 

 

 

Readings: 

 

Jonathan Scourfield, Ben Fincham, Susanne Langer, Michael Shiner.

Sociolgical autopsy: An integrated approach to the study of suicide in men // Social Science and Medicine.  № 74 (2012).

 

Barbara M. Richards. Impact upon therapy and the therapist when working with suicidal patients: Some transference and countertransference aspects //  British Journal of Guidance & Counselling, Vol. 28, № 3, 2000.

 

Jayne Cooper and others. Suicide After Deliberate Self-Harm: A 4-Year Cohort Study

 

Ссылка на запись первой лекции - https://youtu.be/ZFW3fnRdF_Y


Как мы говорим о суициде?

 

Специалисты часто избегают обсуждения суицида. В этой лекции мы рассмотрим необходимость размышлений и обсуждений самоубийств, а также убедимся в необходимости открытого разговора о суициде с нашими пациентами. Мы также проведём краткий обзор исследований суицида в исторической перспективе, от Дюркгейма и Фрейда до современных достижений суицидологии. Будет представлена концепция психологической аутопсии, позволяющая изучать случаи самоубийств в целях понимания сопутствующих факторов, которые помогают нам осуществлять вмешательства. Кроме того мы рассмотрим влияние, которое завершённый случай самоубийства оказывает на практикующего специалиста. Завершит лекцию обзор актуальной ситуации в Великобритании: увеличение самоубийств среди мужчин в возрасте 40 лет, их связь с эпидемией COVID19, выходом Британии из Евросоюза.

 

Научные работы: 

 

Jonathan Scourfield, Ben Fincham, Susanne Langer, Michael Shiner.

Социологическая аутопсия: интегригованный подход к посмертному исследованию самоубийств у мужчин.

 

Барбара М. Ричардс. Влияние на терапию и терапевта при работе с суицидными пациентами: некоторые аспекты переноса и контрпереноса.

 

Джейн Купер и другие. Самоубийство после умышленного самоповреждения: 4-летнее когортное исследование

Лекция 2 - Зависимость от влечения к смерти


Addicted to the Death Instinct

   
Drawing from case histories we will examine some of the dynamic theories that seek to describe the psychological processes in suicide and suicide ideation.  We will look at Freud’s idea of the death instinct, and position this in relation to suicide and repetition-compulsion.  We will also examine the phenomenon of suicide contagion effect and seek to explain the phenomenon of suicide clusters, that is to say where we see a spike in suicides in local communities over a short period of time.  We will give examples of suicide clusters and examine how they can appear and then disappear.  

 

Readings: 

Betty Joseph. Addiction to Near-Death // International Journal of Psycho-Analysis. 1982. № 63.

 

T. J. Taiminen. Projective identification and suicide contagion //Acta Psychiatr Scand. 1992. № 85

 

G. Winship. The pleasure paradox: nirvana and death dependency //G. Winship. Addictive Personalities and Why People Take Drugs : The Spike and the Moon. 2011.

 

Ссылка на запись второй лекции - https://youtu.be/53git8bpzSk

Зависимость от влечения к смерти

 

Опираясь на случаи из клинической практики, мы исследуем развитие теоретических подходов, описывающих психологические процессы при суицидальной идеации и суицидальном поведении. Будут рассматриваться идеи Фрейда о влечении к смерти, их связь с навязчивым самодеструктивным поведением. Кроме того мы исследуем явление «заражения» и попытаемся найти объяснение групповым самоубийствам. При этом мы увидим, что в локальных социальных группах суициды могут совершаться по типу вспышек за короткий промежуток времени. Будут представлены примеры таких вспышек, на основании которых мы поймём, как они возникают и как разрешаются.

 

Научные работы:

 

Бетти Джозеф. Зависимость от близкой смерти.

 

Т. Дж. Тайминем. Проективная идентификация и заражение суицидом

 

 

Г. Виншип. Парадокс удовольствия: нирвана и зависимость от смерти.

Лекция 3 - Случай Сильвии Плат

 

A Case Study of Sylvia Plath   

   
In this lecture we will look closely at the life and death of the America poet Sylvia Plath.  Perhaps more than any other suicide, Plath’s study has been examined and re-examined, we might think of it as ‘Plathology’ (sic).  In this lecture we will draw from Plath’s own words, and students will hear sound recordings of Plath reading some of her key poems.  We will also consider the role that her husband Ted Hughes plays in her suicide.  Ted Hughes was also a poet, and he went on to become the Poet Laureate in the UK.  The story of Plath and Hughes relationship, and her subsequent suicide will provide a detailed case example of the aetiology of suicide. A reading pack will be circulated in advance to accompany this lecture.  Students will have the opportunity in break out groups to discuss the case, and consider how Plath’s suicide might have been prevented.

 

Readings: 

 

G. Winship. A psychoanalytic study of suicide with particular reference to the poet Sylvia Plath 

 

Bonnie MacDonald-Winship. Sylvia Plath is undeniably known as a great feminist writer, but to what extent do you agree that the poems in the collection Ariel are solely an attack on the oppressive patriarchal society at the time? 

 

Poems S.Plat

Edge

Nick and the Candlestick

 

Ссылка на запись третьей лекции - 

https://youtu.be/NVJBoSCakNc 

Случай Сильвии Плат

    
На этой лекции мы внимательно исследуем жизненный путь и обстоятельства смерти американской поэтессы Сильвии Плат. Возможно, этот случай был исследован гораздо подробнее всех остальных, что даёт основания говорить о «Платологии». Мы услышим всё из собственных уст поэтессы, послушав, как она читает свои ключевые произведения. Будет рассматриваться роль, которую сыграл в самоубийстве Сильвии её муж, Тэд Хьюз. Он также был поэтом и стал лауреатом престижной премии в Великобритании. История их взаимоотношений с последующим самоубийством Сильвии станет подробной иллюстрацией этиологии суицидов. До начала лекции слушателям будет предоставлена литература для самостоятельного изучения. Студентам будет предоставлена возможность обсудить в небольших группах этот случай, чтобы выработать возможные способы предотвращения этого трагичного финала.

 

Научные работы:


Г. Виншип. Психоаналитическое изучение самоубийства на примере поэтессы Сильвии Плат

   

Бонни МакДоналд-Виншип. Сильвия Плат, несомненно, известна как великая писательница-феминистка, но в какой степени вы согласны с тем, что стихи в сборнике "Ариэль" являются исключительно нападением на деспотичное патриархальное общество того времени?

 

 Стихи S.Plat

Край

Ник и подсвечник

 


Лекция 4 - Надежда и суицид


Hope and Suicide. 

   
Suicide is often considered as emerging from the obliteration of hope.  But is hope a viable concept?  My aim in this lecture is to problematize the concept of hope and trace the history of hope in psychotherapy from the miserabilism of psychoanalysis through to more optimistic conceptualisations and claims of positive psychology. Using the myth of Pandora I aim to deepen the concept of hope.  I will argue that there is no such thing as ‘individual hope’, but rather hope is a co-constructed transformative experience. I will develop a new classification pertaining to the way in which hope features in the process of psychotherapy, and in doing so I will make a case for thinking about hope not just as a concept, but also as a method that might be helpful in lifting people out of suicide.

 

Readings:

 

Ссылка на запись четвертой лекции - 

https://youtu.be/fNWbElMi0Nc

Надежда и суицид.

    

Часто происхождение суицида связывают с утратой надежды. Можем ли мы считать чувство надежды жизнеспособной концепцией? В данной лекции моя цель заключается в представлении концепции надежды и прослеживании истории формирования этого понятия в психотерапии: от отрицания в психоанализе через более оптимистичное понимание и утверждение в позитивной психологии. Используя миф о Пандоре и планирую углубить концепцию надежды. Я буду утверждать, что не существует "индивидуальной надежды". Она скорее создаётся и трансформируется при совместном переживании. Я представлю новую классификацию, отражающую, как надежда формируется в процессе психотерапии,  а также представлю случай и своей практики, иллюстрирующий, что надежда - это не просто теоретическая концепция, но также является методом, который может помочь при предотвращении самоубийств.

 

Научные работы:

Практическое руководство по созданию и поддержке систем эпиднадзора

в отношении суицидальных попыток и актов самоповреждения

 

По всем вопросам звоните:

8 (495) 250-71-87, 8 (495) 250-66-05, 8 (495) 250-61-38, 8 (495) 250-61-57

В нерабочее время и в выходные, праздничные дни Вы можете связаться с нами по телефону +7 (903) 580-99-04

e-mail: dpo-rggu@rggu.ru





.