04.07.2013

Защита итоговых аттестационных работ по программе "Русский язык как иностранный (РКИ)"

 28 июня в Гос. институте повышения квалификации РГГУ состоялась защита итоговых аттестационных работ слушателей программы профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный (РКИ)».

 

О своих впечатлениях, о перспективах дополнительного образования по РКИ рассказала руководитель программы, профессор, директор Центра русского языка РГГУ Валентина Яковлевна Труфанова:

 

- Валентина Яковлевна, когда и в связи с чем появилась специализация «Русский язык как иностранный» в РГГУ?

 

Вообще, это направление подготовки не новое для РГГУ. Сначала оно существовало как одна из специализаций для студентов факультета теоретической и прикладной лингвистики. Программа авторских спецкурсов «Преподавание русского языка как иностранного» тогда была рассчитана на 400 часов и проводилась нами  начиная со второго курса.

Параллельно в Центре обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в течение многих лет предлагался и по мере спроса проводится и сейчас курс методики преподавания РКИ для иностранных стажеров и преподавателей.

 Таким образом, был накоплен достаточно разнообразный  методический опыт. Поэтому когда ко мне обратились представители Института повышения квалификации РГГУ с предложением разработать программу по РКИ  в формате дополнительного образования, мне это показалось посильной и интересной задачей.

 

- А чем отличается этот формат от того, что Вы делали раньше?

 

Я бы сказала так: масштабностью. Российские студенты-филологи знакомы с достижениями общего и сравнительно-типологического языкознания, поэтому задача их подготовки по РКИ состоит прежде всего в методической актуализации и дидактической ориентации их знаний. Иностранные преподаватели и даже студенты, изучающие русский язык, хорошо представляют себе его национально-специфические особенности  и уже изначально знакомы с рядом практических приемов и методов его преподавания.

Со  слушателями  же программы дополнительного образования по РКИ мы начинаем «с чистого листа». Здесь нам не поможет даже их знание русского языка в объеме школьного курса. Нужно, во-первых, сформировать совершенно особое лингводидактическое мышление, умение видеть родной язык и его особенности сквозь призму иноязычных систем. Другая объемная задача - заложить основы методической и профессиональной компетентности. Кроме того, необходимо дать представление и о проблемах восприятия русской культуры иностранцами, и об особенностях межкультурной коммуникации, и о роли информационно-коммуникационных технологий в современном  иноязычном образовании.

Так что, как видите, потребовался новый подход как к содержанию обучения, так и к выбору образовательных технологий.

 

- На какой срок рассчитана такая программа переподготовки – и кто её проводит?

 

Программа рассчитана на 510 часов, длится два семестра. Она проводится на базе Международного учебно-научного центра русского языка РГГУ (это новое название Центра обучения РКИ).  К участию в ней были приглашены преподаватели из Института лингвистики РГГУ, а также высококвалифицированные, известные в области РКИ специалисты, прежде всего из МГУ. Все они обладают большим опытом преподавания, являются авторами ряда научных и методических работ, многие руководят учебно-методическими структурами.

Хорошо знакомые по alma mater, по общим проектам и совместному участию в различных семинарах и конференциях, в процессе реализации программы мы оказались коллективом единомышленников. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих коллег за энтузиазм, с которым они откликнулись на мое предложение, и за их ответственное отношение к делу. Не могу не выразить благодарность и администрации ГИПК за помощь в организации этой программы.

 

- Что Вы можете сказать о слушателях программы профессиональной переподготовки по русскому языку?

 

- Важно, прежде всего, то, что у слушателей была мотивация и потребность получить знания в области РКИ. К нам пришли хорошо образованные люди, в основном гуманитарии: более половины из них - выпускники или студенты последнего курса Институтов лингвистики и филологии и истории РГГУ. Были также школьные учителя, переводчики, культуролог, психолог и др.

Дополнительное образование – это вечерние занятия в течение всего учебного года, это большой и кропотливый труд по освоению того, что некоторым казалось и так известным (все же родной, знакомый с детства язык!), это необходимость заставить себя думать и видеть многое в языке и культуре по-новому.

Как показала защита аттестационных работ, практически все наши слушатели отлично справились с этими трудностями. Аттестационная комиссия отметила широту проблематики итоговых работ, хорошее знание теории, возможность практического использования результатов.

Процедура защиты шла с небольшим перерывом более пяти часов. Все это время присутствовавшие с таким интересом слушали друг друга, что председатель и члены аттестационной комиссии пришли к выводу: кажется, нам удалось главное - заразить их своей любовью к нашей профессии. Если же говорить серьезно, то мне очень хотелось бы многих из слушателей этого выпуска так или иначе привлечь к работе в Центре русского языка. Это может в свое время открыть перед ними перспективу работы в зарубежных филиалах РГГУ: например, в США, Китае, Турции и др.

 

-  Не могли бы Вы в заключение сказать несколько слов о работе Центра русского языка?

 

- С удовольствием. Возможно, не всем известно, что преподавание русского языка иностранцам началось еще в МГИАИ, на базе которого был создан РГГУ. Претерпев множество административных преобразований, это направление последние двадцать лет было представлено в университете Центром обучения русскому языку как иностранному.

За этот период в Центре был заложен научно-методический фундамент языковой подготовки учащихся самых разных категорий, оформлено членство в МАПРЯЛ и РОПРЯЛ, проведен ряд Международных научно-практических конференций. Активное участие в установлении договорных отношений с рядом известных университетов США, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, Бельгии и др. стран обеспечило стабильную учебную нагрузку и хорошую репутацию Центра. В него ежегодно поступают заявки на проведение Летних и Зимних школ для многих зарубежных вузов-партнеров РГГУ.

В нынешнем учебном году в связи с необходимостью оптимизации международной деятельности РГГУ, а также для целенаправленного и более интенсивного привлечения иностранных студентов, магистрантов и аспирантов в него, Центр обучения РКИ был преобразован в общеуниверситетский Международный учебно-научный центр русского языка.

Это подразумевает обновление и углубление деятельности по популяризации и распространению русского языка в мире, а также расширение спектра образовательных услуг.

В ближайшее время при Центре открывается Пункт тестирования по русскому языку, планируется разработка новых программ для студентов РГГУ из СНГ, ставятся задачи открыть отделение дистанционного обучения русскому языку, создать систему тьюторского сопровождения обучения РКИ студентов и аспирантов, предусмотреть площадку для стажировок зарубежных преподавателей русского языка и др.

Одним словом, есть где приложить силы и опытным, и молодым специалистам-«эркаишникам»!

 

      

 

 ПОЗДРАВЛЯЕМ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММЫ С УСПЕШНОЙ ЗАЩИТОЙ! 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц