Объявления

09.07.2012

Каслинское литье – и «Всеобщая история искусств». Интервью с выпускницей программы профпереподготовки Наргизой Хожиматовой

«Из вещей, созданных руками человека, по прошествии ста лет сохраняются только три процента, по истечении трехсот лет – один процент. … у каждой вещи, прожившей столетие, есть один шанс из трех дотянуть до четвертой сотни; из этих долгожителей свой земной путь продолжит лишь одна треть, и так до бесконечности».

 «Золото», П.Гринуэй.

 

Наргиза Хожиматова

 - Уважаемая Наргиза Тоиржоновна, как сложилось, что Вы стали профессионально заниматься атрибуцией и собиранием антиквариата?

 Загадочная атмосфера предметов старины постоянно витала дома в воздухе, находила отражение в вещах… В причудливой форме старинного самовара, в фарфоровых фигурках на полках, в серебряных подстаканниках и дамских кошелечках… Невозможно было не впитывать, не желать понять и объяснить самой себе, «кто и когда» вдохновленный создавал эти предметы.

Со временем появилась заинтересованность в собирании анималистических фигурок советского фарфора, дамских принадлежностей из серебра: кошелечков, поясов, украшений, - и небольших кабинетных скульптур.

 

 - Почему Вы заинтересовались каслинским литьем?

 При изучении предложений на рынке антиквариата сталкиваешься с достаточно высокой ценой на старинные бронзовые скульптуры, которые, конечно, качественно и детально проработаны, несут на себе следы времени и прошлых столетий. Встречаются и более доступные варианты современной работы, но техника исполнения оставляет желать лучшего. Поэтому особенно интересным становится чугунное литье: при всей кажущейся «неповоротливости» металла, можно сегодня встретить и приобрести в коллекцию как дореволюционные вещи, так и предметы советской эпохи.

 

- Чем современных коллекционеров привлекает каслинское литье?

В настоящее время активно возрождается интерес к художественному литью из чугуна. Как следствие, растут цены на предметы дореволюционного времени. Современный коллекционер оценил по достоинству чугунную скульптуру и готов вводить ее в интерьер своего кабинета наравне с бронзой.

Художественное чугунное литье Каслинского, Кусинского и других чугунно-литейных заводов изобилует разнообразием сюжетов. Можно приобрести и бюст известного исторического деятеля, и анималистическую скульптуру, и декоративные тарелки, полочки, шкатулки и вазочки, и композицию на охотничью тематику, и, что особенно интересно, скульптурные группы про крестьянскую жизнь.

При этом предложений на рынке много, на любой вкус и кошелек. Мужчинам нравятся сюжеты со сценами охоты (например, «Кабан, затравленный собаками»), большие скульптурные группы (например, «Джигитовка лезгин») и чернильницы (например, «Голова идальго»). Женщин не оставляют равнодушными декоративные ажурные тарелки (например, «Нептун и наяды») и очаровательные шкатулки (например, шкатулка «Танцы»).

 

- Есть ли у Вас собственная коллекция? Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных экспонатах.

У меня есть небольшая коллекция, которая включает как декоративные предметы, так и скульптуру.

Особенно мне нравится ажурная полочка (по прайс-каталогу Каслинского завода 1914 года она называется «Кронштейн ажурный складной»), которая словно воздушная, невесомая, парящая. Когда смотришь на нее, нет ощущения металла, видишь только сплетение линий и неповторимый, оживший замысел художника. При всей видимой легкости, полочка достаточно тяжелая и прочная. На обратной стороне предмета имеются клейма – двуглавый орел, «КАС.З.1903», «А. Мочалинъ».

 

       

 

На туалетном столике обосновалась изумительная шкатулка с рельефным изображением группы танцующих на крышке. Стенки шкатулки поделены на квадраты и украшены сценами из сельской жизни. Завершающим аккордом выступают 4 ажурные ножки.

 

         

 

Гордость коллекции – большая скульптурная 40-сантиметровая группа «Прощание казака с казачкой». Скульптор передает самый последний миг расставания: застыл конь, казак склонился к своей возлюбленной в последнем поцелуе, она же будто висит в воздухе и тянется к нему. Удивительно пластично, качественно и натуралистично переданы детали одежды и обмундирования казака, косынка и босые ноги казачки.

 

    

 

- Вы работаете на рынке антиквариата почти 5 лет. Почему по прошествии этого времени Вы решили пойти учиться по программе профессиональной переподготовки «Всеобщая история искусств»?

Работая и постоянно сталкиваясь с новыми предметами, понимаешь, что нужно систематическое и профессиональное образование. Сегодня необходимо быть достаточно осведомленным в той области, коллекционирование предметов которой вас интересует, чтобы качественно отбирать вещи и пополнять собрание. Именно профессиональное образование – путь для более комплексного взгляда на предмет антиквариата, на понимание эпохи, стиля и характерных особенностей.

Изучая предложение на рынке образовательных услуг, я столкнулась с различными вариантами обучения – как классическими (дневное, вечернее, заочное), так и недавно практикуемыми: семинары по темам, дистанционное и вебинары. Оказывают услуги различные организации и учреждения. Сроки обучения – от одного дня (например, семинар «Как открыть свой антикварный магазин»)  до 2-3-х лет.

В итоге приняла решение пойти учиться по программе профессиональной переподготовки «Всеобщая история искусств» в Российском государственном гуманитарном университете. Именно качественная программа данного курса, высокопрофессиональный преподавательский состав и котируемый диплом послужили основанием для выбора.

 

- Насколько Ваши ожидания, связанные с профпереподготовкой в РГГУ, оправдались?

Да, год просто пролетел. Приятно порадовали хорошо оборудованные аудитории, транспортная доступность и удобное время занятий. Появились новые и очень интересные знакомства, которые, возможно, выльются в будущем в успешное сотрудничество и совместные проекты. Было бы замечательно.

Еще раз подчеркну, что особенно понравилось: программа обучения  составлена грамотно, пропорционально разделены часы на изучение тем, особое внимание уделяется русской истории и русскому декоративно-прикладному искусству. Демонстрируется много иллюстративного материала, по каждой дисциплине есть программа с планом лекций, списком литературы и контрольными вопросами, совершаются выездные экскурсии по музеям. Строгая система контроля: зачеты, экзамены и в конце года – курсовая работа.

Поэтому могу уверенно сказать, что мои ожидания оправдались. В этом учебном году планирую продолжить свое обучение в РГГУ - по программе "Экспертиза и атрибуция антиквариата и произведений искусства".

 

Всех заинтересованных приглашаем на обучение по программе «Всеобщая история искусств» в группы дневной (15.45 – 19.00) и вечерней (19.00 – 22.00) формы обучения.

 

По вопросам обучения обращаться:

Москва, Миусская пл., д. 6, корп. 1, каб. 510

Тел. 8 (499) 250 66 05, 8 (499) 250 68 63, 8 (499) 973 40 70

e-mail: dpo-rggu@rggu.ru

 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц